Положение о Комитете по защите прав потребителей и участников рынка недвижимости

Принято
Общим собранием
Новосибирской Ассоциации Риэлтеров
22 ноября 2001 года
Приняты поправки
01 апреля 2015 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о Комитете по защите прав потребителей
и участников рынка недвижимости
Новосибирской Ассоциации Риэлтеров

Настоящее Положение определяет основные принципы, процедуры формирования и деятельности Комитета по защите прав потребителей и участников рынка недвижимости Новосибирской Ассоциации Риэлтеров.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Комитет создан НАР, в целях защиты прав потребителей услуг Агентств Недвижимости – Членов НАР, Участников МЛС, для разрешения споров, разногласий, противоречий, конфликтов, возникающих при участии Агентств Недвижимости, а также с целью разрешения разногласий, споров между Агентствами Недвижимости.
1.2. Комитет является структурным подразделением НАР, подотчетен ей в своей деятельности, использует символику НАР, ее бланки и печати.
1.3. В своей деятельности Комитет руководствуется действующим законодательством РФ, в частности законодательством РФ «О защите прав потребителей»; а также Уставом, настоящим Положением, Кодексом НАР, Правилами МЛС и иными внутренними документами НАР.
1.4. Решение Комитета обязательно для всех Членов НАР, Участников МЛС.
1.5. Комитет является постоянно действующим органом.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИТЕТА
2.1. Задачами Комитета являются:
2.1.1. рассмотрение споров между Потребителями и Агентствами Недвижимости, возникающих вследствие неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств Агентствами Недвижимости перед Потребителем;
2.1.2. рассмотрение споров между Членами НАР, Участниками МЛС;
2.1.3. анализ практики и обобщение опыта разрешения споров;
2.1.4. информирование потенциальных потребителей риэлтерских услуг через средства массовой информации о правах и обязанностях риэлтерских организаций и потребителей риэлтерских услуг.
2.1.5. внесение предложений по изменению, дополнению, созданию новых документов НАР.
2.2. Функциями Комитета являются:
2.2.1. предоставление необходимой и достоверной информации Потребителю об Агентстве Недвижимости, об ответственности Агентства Недвижимости, предусмотренной законодательством РФ и Новосибирской области;
2.2.2. доведение до сведения сторон спора рекомендаций и решений Комитета.

3. СОСТАВ КОМИТЕТА, ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ЕГО ЧЛЕНОВ
3.1. Численный состав Комитета – не менее 9 (девяти) человек.
3.2. Члены Комитета избираются Общим собранием сроком на 1 (один) год. В период между Общими собраниями Правление вправе кооптировать в состав Комитета новых членов.
3.3. Прекращение членства в Комитете возможно по причинам:
3.3.1. личного заявления члена Комитета о сложении полномочий;
3.3.2. нарушения членом Комитета настоящего Положения;
3.3.3. исключения из НАР Агентства Недвижимости, представителем которой является член Комитета.
3.4. Члены Комитета вправе привлекать для консультаций третьих лиц (экспертов, юристов и т.д.).
3.5. Юрист Комитета не является членом Комитета, подчиняется в своей работе Комитету, ведет делопроизводство Комитета и архив.
3.6. Юрист – референт не является членом Комитета, подчиняется в своей работе Комитету, координирует процесс заседания Комитета, ведет и оформляет Протоколы на заседаниях Комитета, консультирует членов Комитета, стороны в соответствии с действующим законодательством РФ на заседании Комитета, по требованию Комитета – докладывает дело в Апелляционную комиссию КЗПП НАР.

4. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТА И ЕГО ЧЛЕНОВ
4.1. Комитет рассматривает Претензии Потребителей к Агентствам Недвижимости и Агентств Недвижимости друг к другу, возникающие из возмездных договорных отношений между ними в связи с:
4.1.1. неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
4.1.2. разглашением конфиденциальной информации, ставшей известной Агентству Недвижимости в связи с осуществлением риэлтерской деятельности;
4.1.3. несоблюдением Кодекса НАР, Правил МЛС и иных внутренних документов НАР.
4.2. Комитет участвует в разработке требований к услугам, оказываемым членами НАР, а также в разработке стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области. Комитет вносит в Правление и на Общие собрания предложения о мерах по повышению качества услуг, предоставляемых членами НАР, обобщает передовой опыт членов НАР и рекомендует его для внедрения другими Агентствами Недвижимости.
4.3. Комитет не рассматривает споры, предусмотренные п. 4.1, если достоверно известно, что данный спор передан на рассмотрение в суд, в следственные органы.
4.4. При поступлении в Комитет Претензии (заявления) на действия Агентства Недвижимости, не являющегося Членом НАР, Участником МЛС, Юрист Комитета в течение 5 (пяти) рабочих дней возвращает её Заявителю с указанием причин возврата.
4.5. Комитет вправе:
4.5.1. направлять запросы на предприятия, в учреждения и организации, органы власти и управления для уточнения обстоятельств дел по вопросам, относящимся к его компетенции;
4.5.2. информировать Потребителей о действующем законодательстве в области недвижимости, о стандартах риэлтерских услуг;
4.5.3. вырабатывать рекомендации по:
• изменению сроков исполнения договорных обязательств;
• изменению размера финансовых санкций;
• возмещению Потребителю и/или Агентству Недвижимости ущерба и упущенной выгоды;
• заключению между сторонами спора соглашения на условиях, рекомендуемых Комитетом;
4.5.4. выступать в средствах массовой информации по вопросам деятельности Комитета без указания точных данных, прямо или косвенно указывающих на стороны спора;
4.5.5. информировать Правление о рекомендациях Комитета по рассматриваемым спорам;
4.5.6. участвовать в разработке стандартов риэлтерской деятельности;
4.5.7. участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов, регулирующих отношения в области недвижимости и защиты прав потребителей риэлтерских услуг.
4.6. Юрист Комитета обязан консультировать Агентство Недвижимости и/или Потребителя по вопросам, связанным с предъявленной к Агентству Недвижимости в Комитет Претензией.
4.7. Члены Комитета, Юрист Комитета должны быть независимыми и беспристрастными.

5. ПОДГОТОВКА И РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ
5.1. Заявитель излагает свои требования в письменной форме, которая передается Юристу Комитета, а ее копия – Ответчику.
5.2. В Претензии (заявлении) указываются:
• дата заявления;
• наименование сторон, их почтовые и электронные (при наличии) адреса, телефоны;
• события, послужившие поводом к обращению в Комитет;
• обстоятельства, на которых основана Претензия и подтверждающие их доказательства, обоснованный расчет требования;
• требование заявителя;
• перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств.
5.3. Юрист Комитета, от имени Комитета, в течение 1 (одного) рабочего дня оповещает Ответчика о Претензии, передает ему копию Претензии Заявителя и запрашивает объяснения по существу спора.
5.4. Ответчик обязан представить в Комитет объяснение по сути спора (ответ) в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Претензии.
5.5. В случае ссылок в ответе на документы, Ответчик обязан предоставить их вместе с ответом.
5.6. Каждой стороне предоставляются возможности для изложения своей позиции и защиты своих интересов.
5.7. После получения от сторон спора документов, необходимых для полной и объективной оценки обстоятельств дела, Юрист Комитета назначает дату и время рассмотрения спора.
5.8. Прилагаемые по существу спора документы и другие доказательства Комитет не передает сторонам, за исключением Протокола.
5.9. Юрист Комитета не позднее, чем за 3 (три) дня до даты предполагаемого заседания Комитета оповещает стороны и членов Комитета о времени и месте предстоящего рассмотрения спора, рассылает членам Комитета для ознакомления материалы дела, представленные сторонами спора.
5.10. Если стороной спора является член Комитета, он не вправе принимать участие в рассмотрении данного спора в качестве члена Комитета.
5.11. Перед началом заседания Юрист Комитета проверяет полномочия сторон/представителей сторон.
5.12. Агентство Недвижимости участвует в рассмотрении спора через своего представителя, действующего на основании доверенности.
5.13. Порядок и последовательность опроса сторон спора устанавливает Юрист-референт Комитета.
5.14. Рассмотрение спора переносится на следующее заседание Комитета:
• при отсутствии кворума;
• в случае неявки Заявителя либо Ответчика по уважительной причине;
• по заявлению одной из сторон в связи с обоснованной необходимостью предоставить дополнительные доказательства;
• по решению членов Комитета.
5.15. В случае если Агентство Недвижимости в процессе заседания заявляет о необходимости переноса рассмотрения спора на следующее заседание Комитета, по причине предоставления дополнительных доказательств/документов, он принимает участие в финансировании деятельности Комитета. Финансирование осуществляется путем внесения целевого взноса в соответствии с п. 9.6. Положения о членстве и членских взносах НАР.
5.16. Непредставление Ответчиком ответа на Претензию, неявка на заседание Комитета сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, о месте и времени его рассмотрения, не являются препятствием к рассмотрению спора по существу.
5.17. Мировое соглашение сторон является основанием для прекращения дела производством.
5.18. Непредставление Ответчиком письменных объяснений на Претензию не может рассматриваться как признание правоты Заявителя.
5.19. В случае невозможности участия в заседании, член Комитета должен известить об этом Юриста Комитета.
5.20. Заслушав обе стороны и рассмотрев предъявленные документы, Комитет оценивает обстоятельства дела, выносит решение и рекомендации, которые доводит до сведения сторон.

6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
6.1. Заседание Комитета считается правомочным при наличии кворума – личном присутствии 5 (пяти) членов Комитета.
6.2. Решение принимается простым большинством голосов членов Комитета, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов, заседание переноситься и рассмотрение возобновляется при расширенном составе Комитета.
6.3. Член Комитета, не согласный с решением, излагает свое особое мнение отдельным приложением к решению.
6.4. Юрист Комитета ведет протокол заседания Комитета, который подписывается всеми членами Комитета по окончании заседания.
6.5. Решение по разбираемому спору должно быть вынесено Комитетом не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня принятия Претензии к рассмотрению. Если материалы спора требуют более длительного разбирательства, Комитет может продлить рассмотрение спора на срок не более 40 (сорока) календарных дней.
6.6. Решение Комитета, принятое по итогам рассмотрения спора, зачитывается/направляется сторонам и вступает в силу с момента его принятия.

7. ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ РЕШЕНИЯ
7.1. Решение Комитета оформляется Протоколом и должно содержать следующие сведения:
• дата и место принятия решения;
• состав Комитета, рассматривающий спор;
• наименование, фамилии и адреса сторон, должности их представителей;
• предмет спора, обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, объяснения ответчика;
• правовые нормы, подлежащие применению при разрешении конкретного спора;
• решение, которое принято по делу и его обоснование;
• порядок и срок исполнения решения;
7.2. После принятия решения каждой стороне должна быть передана копия Протокола.
7.3. По результатам рассмотрения спора Комитет вправе вынести следующее решение:
• обязать сторону(ны) устранить допущенные нарушения в срок, установленный решением;
• обязать сторону(ны) совершить определенные действия, или воздержать от каких-либо действий;
• аннулировать квалификационный аттестат специалиста (агента и брокера), виновного в нарушении требований законодательства, Устава НАР, Правил МЛС, Кодекса НАР и иных внутренних документов НАР, с деактивацией в Едином реестре аттестованных агентов и брокеров информации о соответствующем лице.
• вынести порицание виновной стороне от имени Комитета;
• дать рекомендации стороне(ам) от имени Комитета;
• опубликовать информацию о сути спора и принятом решении на сайте НАР, в специализированных изданиях;
7.4. Комитет выносит определение о прекращении разбирательства спора, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства.

8. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Решение Комитета обязательно для исполнения Членом НАР, Участником МЛС в отношении которого оно принято.
8.2. В случае неисполнения решения Комитета в установленный срок, члены Комитета вправе:
• обратиться к Общему собранию с ходатайством о приостановлении членства либо об исключении Члена НАР, не исполнившего решение Комитета.
• обратиться в Правление с ходатайством об исключении Участника МЛС из МЛС, не исполнившего решение Комитета;
• обратиться в региональный орган по сертификации, выдавший Ответчику Сертификат соответствия в рамках Системы добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости (при наличии) с ходатайством об аннулировании Сертификата соответствия.

9. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
9.1. Ведение учета рассматриваемых дел возлагается на Юриста Комитета.
9.2. Каждому делу присваивается порядковый номер, в котором фиксируется дата поступления дела.
9.3. Дела вместе с протоколами заседания Комитета и решением сдаются в архив.
9.4. По результатам деятельности Комитета Юрист Комитета ежеквартально отчитывается перед Правлением предоставлением отчета и аналитической записки.

10. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМИТЕТА
10.1. Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется в порядке, установленном Правлением, за счет средств, выделяемых из бюджета НАР.

11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11.1. Изменения в настоящее Положение вносятся по решению Общего собрания.