Публикации

Архив Архив публикаций

Подмена номеров в объявлениях: кому это выгодно?

В профессиональном сообществе и не только в нём возникла жаркая дискуссия, и вот, что послужило поводом к ней: некоторые крупные порталы по недвижимости переходят на так называемые подменные номера телефонов. Речь идёт о временных номерах под объявлениями о продаже недвижимости, которые фактически обязывают покупателя общаться через третьих лиц. У пользователей всё чаще возникает вопрос, как согласуются эти действия с законом о персональных данных, ведь фактически потенциальный покупатель передаёт третьему лицу - порталу - свои данные, в данном случае номер телефона.
 
Что такое временный телефон в объявлении? Это некий номер телефона, который воспроизвёл портал вместо реального. При этом на него нельзя отправить смс или сообщение в вацап, можно только позвонить. В самом объявлении уточняется, что номер временный. Вот только возникает вполне обоснованное предположение, что номер потенциального покупателя остаётся в базе портала и уже в реальном виде используется для своих нужд. Например, для составления неких отчётов, в которых будут дата, время звонка, телефонный номер звонящего и запись самого разговора. Все это подаётся под соусом заботы о пользователях - защиты от нежелательного спама, а на деле выглядит как дополнительное препятствие-буфер между продавцом и покупателем.
 
Несколько лет назад в разных юридических сообществах обсуждался вопрос, считать ли номер телефона частью массива персональных данных, закон о которых был принят в 2006 году. Если да, то ориентируясь на статью 7 (Конфиденциальность персональных данных) данного закона лица, которые получили доступ к таковым, не просто обязаны не раскрывать их третьим лицам, но и не распространять без согласия. Споры продолжались вплоть до сентября 2019 года, когда постановлением правительства РФ за номером 1197 в состав персональных данных, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, фактически внесли ещё некоторые, а именно "контактные данные физического лица (номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, адрес электронной почты)". Считать ли теперь, что номер телефона и для всех остальных случаев - персональные данные? Юристы отмечают, что да, считать, ведь по номеру телефона можно идентифицировать абонента - он закреплен за конкретным гражданином по договору с оператором связи. А в случае, если информация позволяет идентифицировать физлицо, которому принадлежат указанные данные, то они являются персональными.
 
В разъяснении Роскомнадзора (РКН) указано, что обработкой персональных данных является любое действие или их набор, которые совершаются хоть с использованием средств автоматизации, хоть без них, включая "сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных". И вне зависимости от включения в реестр РКН лица, ведущие подобную деятельность, являются операторами персональных данных и обязаны соблюдать закон, и уведомить об обработке персональных данных, а также встать в реестр оператор обязан.
 
За нарушение законодательства о персональных данных предусмотрена ответственность.
 
Один возмущенный продавец недвижимости отметил, что когда на одном популярном портале увидел своё объявление, но с другим номером телефона, то первой мыслью было, что посредники скопировали его, но уже со своими контактами, чтобы заработать. Удивленный мужчина, получив первый звонок через робота, полез изучить условия, обнаружил своё же объявление, которое он-то публиковал со своими контактами, и удивился, что ему даже не предложили отказаться от такой услуги как подмена номера. Далее он рассказал о том, что часть звонящих просто бросали трубку, не доходя до разговора с продавцом, так как, вероятно, не были согласны, что разговор будут записывать. Возмутило продавца и то, что его телефон видит только сам портал, но не покупатель.
 
Что мы имеем на выходе? Некий сбор персональных данных, иногда даже без соблюдения профильного закона, так как звонящий редко предварительно читает правила портала, в которых расписан порядок использования персональных данных и якобы его согласие "по умолчанию", да и зачастую найти их проблематично. Вот и возникает вопрос, а нужен ли такой сервис рекламодателям и посетителям порталов, или может уже настало время перейти на другие ресурсы с более понятной политикой сотрудничества?

Вернуться в список

Просмотров 3470

Комментариев    0

Имя:
Текст комментария:
captcha

Введите код, указанный на картинке