«Вы не являетесь нашим клиентом»
Несколько дней назад мне позвонила давняя знакомая и, волнуясь, рассказала следующее: она сдает в аренду квартиру. Арендаторы задолжали ей уже за 2 месяца, постоянно обещали заплатить «если не сегодня, то завтра – точно». А в течение последних 10 дней и вовсе перестали отвечать на звонки. Войти в квартиру (как посоветовали ей знакомые) она тоже опасается: имеет ли она на это право, какие могут быть последствия? Но больше всего ее неприятно удивило другое. В агентстве, которое нашло этих Арендаторов и в которое она обратилась сейчас за помощью, ей сказали: Арендаторы свои обязательства перед агентством полностью выполнили (оплатили услуги) и у агентства нет к этим людям никаких претензий. А коль она в свое время отказалась оплатить часть услуг как клиент-Арендодатель, то и заниматься защитой ее интересов агентство теперь не обязано. «Неужели это на самом деле так и сотрудник этого агентства прав?!» - спросила она меня.
Что я могла ответить в данном случае? Действительно, еще несколько лет назад рынок Новосибирска был организован таким образом, что все бремя материальных затрат было возложено на плечи Покупателя (арендатора) недвижимости. Именно они оплачивали 5-6% стоимости услуг, работу по подготовке основного договора и так далее. Продавцам же зачастую было достаточно просто заявить, что они продают свою недвижимость, и ждать, ни о чем не заботясь, когда Агентства приведут к ним покупателей.
Вопрос о том, что эта практика в корне неправильна, стоял давно. Действительно, если мы обращаемся в коммерческую организацию за оказанием услуг, то даже не обсуждаем - будем или нет мы оплачивать эту услугу. Конечно будем, это само собой разумеется! Продажа квартир и других объектов недвижимости – это также очень большая и очень важная услуга. Логично, что клиент-Продавец (арендодатель) заинтересован в ней и должен оплатить труд агентства.
Еще некоторое время назад нередко можно было услышать звонок от клиента, выставившего по телефону в продажу свою квартиру и не увидевшего ее в рекламе: «В чем дело, почему не рекламируете?» Если договор заключен, в нем оговорены все условия, и оговорена стоимость услуг, Продавец вправе требовать полный отчет о том, как продвигается его объект. А если такого договора нет - кто и на каком основании обязан делать эту работу бесплатно? Ведь агентство с первой минуты начинает вкладывать собственные средства в рекламу вашей квартиры и вправе рассчитывать на получение финансового результата от работы с этим вариантом.
Свою роль в решении этого вопроса, как ни странно, сыграл экономический кризис. Покупателей становилось все меньше, и в этих условиях сама жизнь подтолкнула ситуацию на рынке к разделу суммы комиссионных между Покупателем и Продавцом. На сегодняшний день практически во всех риелторских компаниях, входящих в профессиональное сообщество, с Продавцом недвижимости заключается договор возмездного оказания услуг. Он оговаривает все нюансы продажи и обозначает сумму, которую заплатит Продавец за оказанную ему услугу по поиску Покупателя и проведение сделки купли-продажи.
Этапом, подытоживающим выполнение этого договора, является подписание Акта выполненных услуг. Компания – исполнитель со своей стороны обязана оформить кассовый чек на сумму этих услуг. Именно имея на руках Договор, Акт и кассовый чек, клиент вправе обратиться с любым вопросом, любой претензией в любую организацию, стоящую на страже Прав потребителя.
…В ситуации с моей знакомой общими усилиями мы разобрались. Но если бы она с самого начала оформила договор с агентством, сложностей бы не возникло.
И вы, уважаемые читатели, при решении важнейших в своей жизни вопросов, заключайте полноправные договоры. Чтобы в похожих обстоятельствах никто не мог Вам сказать: «Вы не являетесь нашим клиентом».
Ольга Александровна ШЕЛЕПОВСКАЯ,
член Комитета по защите прав потребителей
«Новосибирской Ассоциации Риэлтеров»
Советского района
Просмотров 919
Комментариев 0